Почему важен правовой анализ договора аренды?

Почему важен правовой анализ договора аренды?

Каждый предприниматель знает, что должное внимание к условиям договора, в т.ч. договора аренды, помогает избежать в будущем дополнительных рисков, прежде всего финансовых.
 
Один из наших клиентов обратился за консультацией по вопросу правомерности включения в условия договора аренды обязанности арендатора поставить на учёт объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
 
Разбираемся по порядку.
 

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)?

 
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет, что объектом НВОС может быть как объект капитального строительства, так и иной объект (например, строительная площадка).
 
В зависимости от уровня негативного воздействия объекты НВОС подразделяются на 4 категории (ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), которые присваиваются при постановке на государственный учёт.
 
Критерии относимости определены новым постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
 
В нашем случае объект НВОС подпадал под критерии IV категории, т.к. имелся стационарный источник выбросов.
 

Критерии IV категории

Данная категория присваивается объекту при одновременном наличии критериев:
 
  1. Отсутствие выбросов в атмосферный воздух либо (!) наличие источника загрязнения с массой не более 10 тонн/год;
  2. Отсутствие выбросов веществ I и II классов опасности;
  3. Отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
  4. Отсутствие сбросов в системы водоотведения;
  5. Отсутствие сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность
 
Примечание. С IV категорией произошёл казус. В ранее действовавшем постановлении Правительства от 28.09.2015 № 1029 к IV категории относились лишь те объекты, в которых имелся источник выбросов. При его отсутствии объект на учёт не ставился. По смыслу действующего постановления к IV категории должны относиться все объекты, не включенные в первые 3 категории. Сейчас на портале проектов НПА повис проект, возвращающий данному критерию более логичный вид, но когда он будет принят пока не понятно.
 

Кто и в какой срок ставит на учёт?

Порядок определён статьями 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ. Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на объекте НВОС, подают заявку не позднее 6 мес. со дня начала эксплуатации объекта (форма заявки определена приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554). Росприроднадзор вносит сведения в реестр в течение 10 дней.
 
Примечание. Минприроды письмом от 19.03.2021 № 25-50/3390-ОГ разъяснило, что ставить на учёт объект НВОС целесообразнее собственнику (если в договоре не определено иное), чем изменило свой подход, т.к. ранее письмом от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 сообщало о наличии такой обязанности у непосредственного пользователя, т.е. арендатора.
 

Плата за негативное воздействие

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить предприниматели всех категорий, кроме IV. При этом если на территории предприятия есть объекты иных категорий, то пата взимается за все объекты НВОС, в т.ч. IV категории.
 

Наша позиция в договоре

В целом мы солидарны с нынешней позицией Минприроды, поэтому посоветовали клиенту отказаться от закрепления за ним обязанности постановки на учёт объекта НВОС.
 
Рассматриваемый пример не единственный, когда арендодатель пытается возложить на контрагента дополнительные обязанности. Чаще всего мы встречаемся с включением (или отсутствием строгого разграничения) допобязанностей в части пожарной безопасности на объекте. Особое внимание также стоит уделять договорам аренды, заключаемым с бюджетными учреждениями.
 

Последние новости

Договор с бывшим госслужащим. Часть 2

Ответственность за несоблюдение уведомительного порядка привлечения бывшего госслужащего по трудовому договору (ТД) или ГПХ в соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Получение КЭП в ФНС с 1 июля 2021 г.

Кто и как может получить бесплатную электронную подпись с 1 июля 2021 г.? Порядок и условия получения

Акт проверки прокуратуры

Можно ли требовать от прокуратуры акт проверки? Правовой статус акта проверки прокуратуры, возможность оспаривания действий прокуратуры за отказ в предоставлении акта

Второй обзор судебной практики Верховного Суда РФ

Административная часть нового обзора судебной практики Верховного Суда РФ: об увольнениях по медицинским показаниям, снижении НДС, самострое, сроке давности по 10.6 КоАП РФ и квалификации по 5.61 КоАП РФ

Оставьте заявку